Родителям – о безопасности дорожного движения

Уважаемые родители!

Кто из Вас не хочет видеть своих детей здоровыми и невредимыми? Каждому хочется думать, что уж его-то умный и рассудительный, так похожий на папу (маму) ребенок под колёсами автомобиля не окажется никогда. Ведь столько разговоров на эту тему было… Однако избежать дорожно–транспортного происшествия порой совсем непросто.

По статистике дорожно-транспортных происшествий в РФ из года в год на дорогах страны гибнет от 30 до 35 тысяч чел. и 50-60 тыс. человек получают ранения разной степени тяжести (www.mvdinform.ru). Значительная часть пострадавших — пешеходы.

Статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму также неутешительная. Так за 2013 год количество ДТП с участием детей и подростков составило страшную цифру – 21 148 аварий, погибло 872 ребенка, 22 407 получили ранения различной степени тяжести. За первый квартал 2014 года на дорогах страны погиб 151 несовершеннолетний, ранено 4826 детей.

Ранения, полученные в дорожно-транспортных происшествиях, чрезвычайно опасны. Как правило, автотравма -это как минимум «двойной» удар: сначала автомобиль, сбивая ребенка, опрокидывает его на капот, а затем ребенок падает на проезжую часть. В результате происходят два удара – о машину и об асфальт. Травмы при ударе об острые углы, грани, а также жесткие конструкции автомобиля крайне тяжелы, но второй удар — больше опасен, ведь при падении дети ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у ребенка больше, чем у взрослого).

Причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

Психофизиологическая система ребенка еще не достигла своего полного развития, в отличие от взрослого человека. Координация движений, боковое зрение еще недостаточно развиты. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых). В силу своих возрастных психологических особенностей, ребенок не всегда может правильно сопоставить скорость автомобиля и расстояние, быстро оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. Дети склонны завышать свои возможности.

Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение за проезжей частью, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате — мозг ребенка не успевает «обработать» информацию и дать правильную команду к действию. Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.

Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек и компьютерных игр. Только в игре машина может остановиться мгновенно, а в жизни – нет. Оценка детьми движущихся транспортных средств тоже своеобразна и подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а на маленькую легковую машину, движущуюся с большой скоростью, могут и не обратить внимание. Детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Иногда трудности в ориентации, связаны с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка, наушники и т.д.) Рост ребенка — также серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге.

Большинство наездов на пешеходов совершается, когда водитель в силу различных факторов слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека. Основная указываемая причина – это плохая видимость объекта. Из-за маленького роста водители часто не замечают детей на проезжей части. Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. Когда ребенок внезапно появляется перед близко движущимся автомобилем, водитель не в состоянии свернуть в сторону и своевременно затормозить.

Почти 90% наездов на пешеходов приходится на темное время суток или в условиях плохой видимости, когда водитель замечает пешехода в самый последний момент и не успевает принять соответствующие меры по недопущению наезда. Снег, туман, дождь, тени от деревьев и кустов делают пешехода мало заметным даже на освещенной дороге. К тому же пешеход, видя огни приближающегося автомобиля, предполагает, что водитель его тоже видит. Особенно беспечны дети и подростки, рискованно переходящие улицу.

Профилактика ДТП с участием детей

ДТП становится серьезнейшим морально-психологическим потрясением для ребенка. Это настоящая трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Нельзя пугать ребенка опасностями на дороге. Ему не нужно жутко бояться проезжающих машин. Чувство страха вводит человека в оцепенение и чем сложнее ситуация, тем неправильнее будут его действия. А вот о воспитании разумного чувства осторожности надо задуматься уже сейчас.

Учите ребенка наблюдать за улицей и транспортом, анализировать возможные опасности. Используйте любую возможность для обучения, не ходите по улице молча. Объясняйте, почему надо переходить через проезжую часть именно здесь и как это надо делать более безопасно. Покажите ему нарушителей-пешеходов. Чем больше вы будете рассуждать и обращать внимание на те или иные особенности дорожного движения, тем больше ребенок будет готов к участию в дорожном движении. И никогда не нарушайте ПДД сами. Для детей родители – это объект любви и подражания. Если с папой или мамой можно – значит так можно вообще.

Убедите своих детей, что в интересах пешехода, переходя проезжую часть даже по пешеходному переходу, обозначить свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя затормозить. Светоотражающие элементы могут быть как самостоятельными изделиями — браслеты, подвески, наклейки, которые крепятся на одежде, так и деталью специальных жилетов, снабженных светоотражающими полосками.

В нашей школе постоянно проводится контроль за наличием у учащихся световозвращающих элементов. Вместе с тем, многие школьники не понимают важность ношения таких элементов, «забывают» повязку дома, прячут в сумку, а то и прямо заявляют об ее отсутствии. Задача родителей постоянно контролировать на выходе из дома, чтобы ребенок был защищен от опасностей, подстерегающих на дороге.

Школа без вашей помощи не справится! Если мы возьмемся за решение этой задачи сообща, то мы ее решим. Если школа будет бороться за жизнь ваших детей в одиночку, эта проблема останется неразрешимой.

Шарапов Ю. Н.